Р. Демьянов
УПРОЩЕНИЕ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАССА СОБСТВЕННИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ДОГОВОРУ ОСАГО
Разделы:Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ОСАГО; Страхование ответственности
Правительство РФ 21 июня 2007 года приняло Постановление N 390, которое утвердило и внесло изменения в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденные Постановлением Правительства от 08.12.2005 №739.
Однако это не единственный документ, принятый Правительством 21 июня и касающийся ОСАГО – в этот же день было принято еще одно Постановление №391 "О мерах по созданию автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В целом, вышеназванные нормативные акты призваны упростить систему получения информации, необходимой для присвоения страховщиком по договору ОСАГО класса владельцу транспортных средств.
Разберемся во всем по порядку.
Главное, что было конкретизировано и обобщено, - это порядок применения коэффициентов страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО (КБМ). Коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.
Правительство уточнило источники информации о предыдущих договорах ОСАГО (в том числе досрочно прекращенных) и о наличии (отсутствии) страховых выплат, которые необходимы для определения класса собственника транспортного средства (водителя). Данная информация может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.
Кроме того, более подробно регламентирован порядок присвоения класса по договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
По договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3.
Если водителем представлена информация, согласно которой предыдущий договор ОСАГО был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение лиц, то представленная информация учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.
Для договоров ОСАГО, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
В целом порядок определения классов не изменился, зато стал проще в применении.
По договору ОСАГО, не предусматривающему ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре, а также класса, который был определен при заключении последнего договора ОСАГО. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования.
При представлении информации в отношении водителя по нескольким договорам ОСАГО класс определяется на основании суммирования количества страховых выплат, содержащихся в информации о предыдущих договорах, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора ОСАГО.
Создание автоматизированной системы ОСАГО необходимо для быстрого и эффективного обмена информацией по ОСАГО и контроля за его осуществлением.
Мининформсвязи должен до конца второго квартала 2007 г. представить в Правительство проект концепции создания автоматизированной информационной системы ОСАГО, а также, выступая в качестве государственного заказчика, принять меры, направленные на функционирование системы на базе ведомственных банков данных системы и стандартов информационного взаимодействия, определяющих периодичность, сроки и формы информационного взаимодействия по вопросам ОСАГО.
Федеральные органы исполнительной власти и организации должны стать ответственными за сбор и обработку информации, обеспечить формирование банков данных в установленные сроки, проводить мероприятия по предотвращению утраты, искажения, копирования и блокирования информации, а также незаконного вмешательства в банки данных.
Обмен информацией осуществляется между федеральными органами исполнительной власти и организацией, ответственными за сбор и обработку информации, на основании письменного запроса. Информация предоставляется в срок до 10 рабочих дней с даты поступления указанного запроса.
При этом обмен информацией между федеральными органами исполнительной власти и организациями осуществляется на регулярной основе, в том числе путем использования сайтов в сети Интернет и интернет-порталов в порядке, установленном сторонами обмена.
Пользователями информации являются:
- страховщики;
- страхователи;
- органы власти;
- иные лица.
Таким образом, Постановление №391 предусматривает создание своеобразного банка данных, который объединит в себе информацию:
- о страховой организации;
- о договорах (страховых полисах) ОСАГО;
- о страхователях;
- о лицах, допущенных к управлению ТС;
- о страховых случаях;
- о страховых и компенсационных выплатах;
- о страховых премиях и др.
В итоге страховщик без проблем сможет получить всю необходимую информацию для присвоения класса владельцу транспортных средств.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "CO-INSURANCE.RU | Теория и практика страхования" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)