Статьи
И. Еланина

МОШЕННИЧЕСТВО В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ

Разделы:
Страхование грузов; Страхование имущества




Страхование грузов наиболее подвержено мошенничеству со стороны страхователя. Ведь процесс перевозки груза на значительные расстояния предполагает по договору страхования грузов большие страховые возмещения в случае наступления страхового случая, с одной стороны, и находится практически без контроля со стороны страховщика, с другой.

Виды мошенничества при страховании грузов

Одним из видов мошенничества является инсценировка повреждения груза – страхователь создает видимость повреждения груза во время пути, и возникло это повреждении якобы по одному из оснований, указанных в договоре страхования. Инсценировка может заключаться и в полной гибели груза – груз изымается, а на месте страхового случая создаются следы гибели груза: пожар, потопление и т.п. Гибель груза может быть обоснована страхователем и как следствие сил природы, если страхователь владел информацией о имевших место в районе следования груза стихийных бедствиях.

Страхователь может указать и на то, что груз был украден – при этом создаются следы взлома, либо груз и грузоперевозчик подверглись разбойному нападению, в ходе которого груз был похищен.

Еще одним видом мошенничества является полная документальная фальсификация перевозки, заключающаяся в том, что сама перевозка реально не осуществлялась, а также не было ущерба грузу. Перемещение груза и его гибель имеют место только на бумаге, т.е. подтверждаются сфальсифицированными документами, представленными страхователем.

Страхование груза задним числом заключается в том, что страхователь решает восполнить потери в обороте товара за счет страхового полиса, превратив незастрахованные убытки в застрахованные.

Мошенничеством является и предоставление страховщику ложных сведений о количестве, качестве и свойствах груза на стадии заключения договора – в документы, предъявляемые страховщику, вносятся ложные сведения, а затем инсценируется повреждение (уничтожение) груза.

Страхователь может также умышленно уничтожить неликвидный или некачественный груз, который проходит по документам как вполне качественный.

Классическим способом страхового обмана является получение полной страховой выплаты у разных страховщиков – страхователь, планируя получить двойную прибыль, заключает договоры страхования с разными страховщиками, не уведомляя их об этом, а затем инсценирует страховой случай.

Весьма распространенным видом мошенничества является инсценировка повреждения, уничтожения груза, совершенная для сокрытия фактов хищений, растраты работниками организаций, участвующих в грузоперевозке, с целью сокрыть собственное противоправное поведение.

Конечно, страховщику нельзя рассматривать наступивший страховой случай как мошенничество без проведения исследования и экспертизы случившегося, ведь все виды транспортных перевозок подвержены наступлению страхового случая, поскольку во время перевозок объективно происходят крушения, повреждения и гибель груза, а также перевозочных средств.

Время совершения мошенничества

Время сокрытия груза – время, необходимое мошеннику для перемещения груза в заранее подготовленное место после вывоза груза со склада. По большинству правил страхования грузов именно с этого момента начинает действовать полис страхования. Для подобных действий мошенники часто выбирают вечернее и ночное время, конец рабочей недели, праздничные или выходные дни.

Время уничтожения груза – время, затраченное мошенниками на непосредственное уничтожение груза, тары и упаковки с инсценировкой уничтожения груза третьими лицами или в связи с аварией. Так, для поджога груза мошенники выбирают вечернее и ночное время.

Время, затраченное на создание следов страхового случая – время, в течение которого мошенники останавливают транспортное средство (ожидают остановки состава), перемещают груз, создают следы повреждения груза, признаки проникновения посторонних, скрывают следы своего участия в инсценировке. Как правило, сама инсценировка занимает от 10 до 20 минут, поэтому впоследствии сложно найти ее свидетелей.

Время сообщения о страховом случае – время, необходимое для фиксации факта страхового случая компетентными органами или временем прибытия груза.

Места совершения мошенничества

Место, где должен произойти страховой случай, должно быть:
  • отдаленно от страховщика и его представительств;
  • отдалено от постов милиции, подвижных патрульных групп;
  • вблизи мест, где можно спрятать груз и транспорт;
  • близи мест быстрого сбыта предметов груза.

Предметы и средства, используемые для совершения мошенничества

Для создания материальных следов чаще всего используются:
  • личные слесарные, столярные инструменты или взятые во временное пользование у знакомых (молотки, стамески, ломы, напильники, гвоздодеры и др.);
  • подручные предметы и материалы (куски арматуры, камни).

Практически никогда мошенники не используют инструменты взлома профессиональных преступников: фомки, отмычки, вскрыватели пломб и железнодорожных замков, приспособления, имитирующие пломбировку, и т.п.

При выборе транспортного средства для инсценировки страхового случая мошенники учитывают:
  • необходимую вместительность;
  • возможность уничтожения вместе с грузом либо удобного сокрытия вместе с грузом.

Поджоги груза в большинстве случаев совершаются: с применением простейших приспособлений (факелов, жгутов бумаги, других горючих веществ) либо горючих жидкостей (бензин, керосин, растворитель). Достаточно редко встречаются поджоги грузов с применением специальных технических средств поджога.

Среди предметов, используемых для инсценировки разбойного нападения, можно выделить: скотч, веревки для связывания, тряпки. Часто мошенники используют заранее подготовленную обувь для имитации следов, оставленных преступниками. Редко используется оружие для причинения повреждений транспортному средству, грузу или одежде сопровождавших.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "CO-INSURANCE.RU | Теория и практика страхования" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)