Статьи
Р. Демьянов

ОСАГО: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ (ЧАСТЬ 1)

Разделы:
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ОСАГО; Страхование ответственности




Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон 40-ФЗ) основной его целью является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу. Все правовые нормы, содержащиеся в Законе, направлены на достижение обозначенной цели.

В обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется государственное регулирование страховых тарифов, базовых ставок и коэффициентов.

        Государственное регулирование страховых тарифов

Согласно статье 11 Закона 40-ФЗ страховой тариф - это ставка страховой премии (взноса), взимаемая с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

На основании страховых тарифов определяются размеры страховых премий по конкретным договорам обязательного страхования.

Соответствующие ставки по обязательному страхованию устанавливаются Правительством РФ – страховые тарифы утверждены Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. №739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".

Данный документ пришел на смену действовавшим в течение двух с половиной лет страховым тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. №264 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".

        Принципы тарифного регулирования

Принципы тарифного регулирования в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств таковы:
  • экономический расчет и обоснование страховых тарифов. Результатом этого является установление различных предельных уровней страховых тарифов, разбитых на группы с учетом специфики объектов страхования;
  • формирование страховых тарифов осуществляется Правительством РФ;
  • структурирование страховых тарифов осуществляется таким образом, чтобы доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не составляла менее чем 80% от страховой премии;
  • установленное законом компенсирование страховых тарифов отдельным категориям страхователей (статья 17 Закона 40-ФЗ) не может осуществляться за счет повышения страховых премий для других категорий страхователей;
  • определение минимального срока действия страховых тарифов составляет шесть месяцев. Причем изменение страховых тарифов не может влечь за собой изменения страховых премий по договорам обязательного страхования в течение срока их действия, оплаченных страхователями по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам;
  • необходимость ежегодного официального опубликования статистических данных об обязательном страховании, которое должно осуществляться Федеральной службой страхового надзора.

        Законность установления страховых тарифов
Конституционный Суд и Верховный Суд неоднократно рассматривали вопросы о законности и обоснованности установления страховых тарифов.

Сначала в 2003 году Верховный Суд рассматривал дело о признании частично недействующими п. 2 и п. 6 Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. №264 об утверждении страховых тарифов, которыми были установлены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, исходя из места жительства (нахождения) собственника транспортного средства и коэффициенты страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя автомобилей.

Первоначально в решении от 7 октября 2003 г. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что данные коэффициенты являются незаконными, и соответствующие пункты были признаны недействующими (решение Верховного Суда РФ от 7 октября 2003 г. №ГКПИ03-865 // Информационно-справочная правовая система "КонсультантПлюс.3000").

Определением Верховного Суда РФ кассационной инстанции от 11 декабря 2003 г. указанное решение было отменено.

Как посчитал суд кассационной инстанции, Правительство РФ, являясь нормотворческим органом, правомочно было самостоятельно установить коэффициенты в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, обусловив эту территорию местом жительства (нахождения) собственника транспортного средства, по которому производится государственный учет транспортных средств.

Закон 40-ФЗ не исключает права Правительства РФ при введении соответствующих коэффициентов исходить из обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска, а именно на вероятность наступления гражданской ответственности и ее размер. Повышение мощности двигателя влечет за собой увеличение максимальной конструктивной скорости и массы автомобиля, что подтверждалось имеющимися в деле сравнительными техническими характеристиками автомобилей. Увеличение таких показателей непосредственно отражается на степени опасности транспортного средства для окружающих, а следовательно, и на величине страхового риска.

По мнению суда, Правительство РФ было правомочно ввести поправочные коэффициенты, и не только повышающие, но и понижающие, в зависимости от такого обстоятельства, как мощность двигателя. Тем самым Верховный Суд РФ подтвердил право Правительства РФ устанавливать страховые тарифы.

Как уже было отмечено ранее, Конституционный Суд РФ 31 мая 2005 г. рассматривал вопрос о конституционности Федерального закона об обязательном страховании и пришел к выводу, что не противоречит Конституции РФ положение абз. 1 п. 2 статьи 8 данного Закона 40-ФЗ, наделяющее Правительство РФ полномочием по установлению страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельных уровней).


Смотрите также: "ОСАГО: государственное регулирование страховых тарифов (часть 2)".










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "CO-INSURANCE.RU | Теория и практика страхования" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)