Статьи
Р. Демьянов

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ ПО СИСТЕМЕ "ЗЕЛЕНАЯ КАРТА": ЧАСТЬ 1

Разделы:
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ОСАГО; Страхование ответственности




Во всех экономически развитых странах страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным, так как в первую очередь защищает интересы пострадавших в результате ДТП.

Для решения проблемы возмещения вреда, причиненного потерпевшим иностранным владельцем автотранспортных средств, в Европе с 1 января 1953 г. действует единое Соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности - "Зеленая карта".

Формирование системы "Зеленая карта" обусловлено принятием в 1949 г. Рекомендации ООН и Резолюции ООН №43 1952 г.

Одной из основных задач системы "зеленая карта" является защита интересов потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных автотранспортных средств и упрощение режима передвижения автотранспортных средств, свобода которого была поставлена в зависимость от приобретения множества договоров страхования гражданской ответственности автовладельцев на условиях, отвечающих требованиям национального законодательства страны, по территории которой передвигалось иностранное транспортное средство.

Большое значение для ее развития имело и так называемое Лондонское соглашение, представляющее собой типовое двустороннее соглашение, форма и содержание которого были приняты на встрече представителей страховщиков, занимающихся страхованием автотранспорта. На этой же встрече был учрежден Совет бюро "Зеленой карты" - орган управления новой системы. Сертификат "Зеленой карты" служит подтверждением наличия страхования на территории всех стран, участвующих в Соглашении.

"Зеленая карта"

Обладая "зеленой картой", хозяин автомобиля может въезжать в любую страну, участвующую в системе, не приобретая на границе дополнительный полис страхования. Эмитировать "зеленые карты" имеют право только страховые компании стран - участниц этого Соглашения, в которое в настоящее время входит около 40 стран уже не только Европы, но также Азии и Африки. Название данного Соглашения - "Зеленая карта" - связано с цветом документа (его официальное название - "Международная карта автострахования"), который выдается владельцу автотранспортного средства и является, по существу, эквивалентом страхового полиса. "Зеленая карта" подтверждает факт страхования ответственности владельца транспортного средства, действующего на условиях той страны, которую посещает страхователь. В данном документе приводятся необходимые сведения о средстве автотранспорта, его владельце, условиях, сроке действия страхования, странах, на которые распространяется действие страхования.

В соответствии с условиями Соглашения в случае если при эксплуатации автотранспортного средства, зарегистрированного в одной из стран - участниц Соглашения, в другой стране-участнице будет нанесен ущерб юридическому или физическому лицу, он подлежит возмещению через механизм страхования. В этих целях предусматривается следующее:
  • во всех странах - участницах Соглашения существует обязанность для владельца транспортного средства застраховать риск своей гражданской ответственности, связанный с его эксплуатацией;
  • при заключении договора такого страхования страхователю вместе со страховым полисом, действующим внутри страны, выдают "зеленую карту", подтверждающую, что его страховщик несет ответственность и по обязательствам, связанным с нанесением вреда владельцем транспортного средства третьим лицам на территории других стран - участниц Соглашения;
  • при наступлении страхового случая "зеленая карта" предъявляется органам власти страны посещения, а убытки, нанесенные потерпевшим, возмещаются первоначально специально созданной организацией - национальным бюро "Зеленой карты", а затем компенсируются данному бюро страховщиком страхователя, нанесшего вред.

Механизм реализации Соглашения

Страховщики, проводящие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта, объединяются в каждой стране - участнице Соглашения в национальные бюро "Зеленой карты", которые снабжают страховщиков "зелеными картами". Все национальные бюро объединены в Совет бюро с местонахождением в Лондоне, который координирует работу национальных бюро, разрабатывает общую документацию, представляет интересы страховщиков в международных организациях.

Национальные бюро заключают между собой двусторонние соглашения, в соответствии с которыми:
  • выдаваемая страховщиками - членами национального бюро страхователям "зеленая карта" признается национальным бюро и государством другой страны в случае временного прибытия страхователя на территорию другого государства;
  • убытки, нанесенные на территории страны третьим лицам иностранным владельцем "зеленой карты", регулируются и оплачиваются национальным бюро той страны, где произошел страховой случай, исходя из норм законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств данной страны;
  • после оплаты убытков национальное бюро выставляет счета бюро той страны, регистрационный номер которой имеет автотранспортное средство;
  • выставленные национальным бюро счета подлежат оплате страховщиками страхователей, нанесших вред, а если страховщики их не оплачивают по каким-либо причинам, то самим бюро, для чего они образуют у себя гарантийные фонды.

Непосредственной основой действия системы "Зеленая карта" является не многосторонний межгосударственный договор, а множество двусторонних соглашений между национальными организациями - членами системы "Зеленая карта", действующими в различных странах.

Действие системы основано на следующих основных принципах:
  • действие системы распространяется только на те страны, в которых страхование гражданской ответственности автовладельцев является обязательным в порядке, установленном национальным законодательством;
  • законность системы "Зеленая карта", несмотря на частный характер Соглашения, должна быть официально признана в каждом отдельном государстве;
  • в каждом государстве, желающем вступить в систему "Зеленая карта", создается национальное бюро, членами которого становятся все страховщики, занимающиеся обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев;
  • каждое национальное бюро является одной из сторон двустороннего международного договора, который определяет конкурентный порядок действия системы "Зеленая карта" и заключается с национальными бюро других стран.

Поскольку размеры лимитов ответственности по обязательному страхованию автогражданской ответственности, устанавливаемые законодательствами каждого из государств - участников Соглашения "Зеленая карта", различаются между собой, специальной Директивой ЕС, принятой 30 декабря 1983 г., установлены следующие минимальные размеры лимитов, которые должны соблюдать все государства - участники Соглашения.

Лимит ответственности для каждого пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия в случае причинения вреда его здоровью должен быть не менее 350 тыс. евро. В случае причинения вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия более чем одному лицу величина минимального лимита ответственности для всех пострадавших - 500 тыс. евро. Минимально может быть установлен единый лимит ответственности по каждому дорожно-транспортному происшествию как на случай причинения вреда здоровью третьих лиц, так и в связи с нанесением ущерба их имуществу в размере не менее 600 тыс. евро.

Этой же Директивой установлено, что бюро страны, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие, имеет право отказать потерпевшему в страховой выплате (если последний имеет право в соответствии с законодательством требовать возмещения вреда его причинителем) только в двух случаях:
  • если пострадавший может получить возмещение через органы социального обеспечения;
  • если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, незаконно завладевшего транспортным средством.

Установленный лимит ответственности на случай нанесения вреда имуществу третьих лиц в результате одного дорожно-транспортного происшествия - 100 тыс. евро независимо от числа пострадавших. Наконец, в государстве - члене Соглашения может быть установлен единый лимит ответственности по каждому дорожно-транспортному происшествию как на случай причинения вреда здоровью третьих лиц, так и в связи с нанесением ущерба их имуществу в размере не менее 600 тыс. евро.

С учетом норм соглашений само удостоверение - "зеленая карта" становится своеобразным эквивалентом страхового договора, заключенного согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев страны посещения иностранным автотранспортным средством, которое избавляет автовладельца от необходимости заключать дополнительные договоры страхования при каждом пересечении границы любых стран - участниц системы. В случае ДТП, виновником которого становится владелец "зеленой карты", находящийся за границей, он предъявляет ее представителям власти или полиции, подтверждая, что его гражданская ответственность как пользователя автотранспортным средством застрахована.

Потерпевший в таком случае, не имея возможности обратиться с претензией о выплате к иностранному страховщику, заключившему такой договор страхования, направляет свое требование о возмещении вреда в национальное бюро по урегулированию претензий. Национальное бюро, в свою очередь, после полного возмещения причиненного ущерба или вреда в соответствии с национальным законодательством страны потерпевшего обращается в бюро по возмещению убытков той страны, в которой причинителю вреда была выдана "зеленая карта" и было зарегистрировано участвовавшее в ДТП автотранспортное средство, с требованием о компенсации понесенных расходов.


Смотрите далее: "Страхование ответственности автовладельцев по системе "зеленая карта": часть 2".










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "CO-INSURANCE.RU | Теория и практика страхования" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)