Статьи
Р. Демьянов

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ ПО СИСТЕМЕ "ЗЕЛЕНАЯ КАРТА": ЧАСТЬ 2

Разделы:
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ОСАГО; Страхование ответственности





Страхование ответственности автовладельцев по системе "зеленая карта": часть 1

Во всех экономически развитых странах страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным, так как в первую очередь защищает интересы пострадавших в результате ДТП.

Для решения проблемы возмещения вреда, причиненного потерпевшим иностранным владельцем автотранспортных средств, в Европе с 1 января 1953 г. действует единое Соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности - "Зеленая карта".

Формирование системы "Зеленая карта" обусловлено принятием в 1949 г. Рекомендации ООН и Резолюции ООН №43 1952 г.


По мере функционирования системы "Зеленая карта", распространившейся на 23 европейские страны, выявилась необходимость унификации минимальных требований к условиям обязательного страхования гражданской ответственности в странах-участницах, поскольку чрезвычайная пестрота условий страхования вносила значительную неопределенность в части оценки убытков, которые подлежали оплате на территории иностранных государств, тем самым подрывая финансовую устойчивость национальных бюро "Зеленой карты".

Эта задача решена принятием Директив ЕС по страхованию гражданской ответственности автовладельцев 1972, 1983, 1990 гг. Директивы придали законодательный статус сформировавшейся системе "Зеленая карта", предусмотрев обязательность для государств-участников следующих основных положений:

  • запрет на въезд на территорию стран-участниц автотранспортных средств, водители которых не имеют договора страхования гражданской ответственности, распространяющегося на территории стран ЕС и заключенного со страховщиками из стран - участниц "Зеленой карты", и обеспечение пограничного контроля за наличием такого страхования у въезжающих транспортных средств;
  • подтверждением такого страхования является удостоверение "Зеленой карты";
  • размер ущерба, причиненного потерпевшему, рассчитывается исходя из требований законодательства страны, гражданином которой он является;
  • обязательное информирование обо всех дорожно-транспортных происшествиях и их возможных последствиях национальных бюро в странах, где зарегистрированы иностранные автотранспортные средства, причинившие вред потерпевшему;
  • национальное бюро страны, гражданином которой является потерпевший, гарантирует выплату страхового возмещения, которое должно быть компенсировано национальным бюро страны регистрации автотранспортного средства после его фактической выплаты;
  • обязательное страхование в странах-участницах должно распространяться на следующие виды рисков: страхование имущественного вреда в пределах 100 тыс. евро и страхование вреда, причиненного жизни и здоровью третьих лиц (в том числе и членам семьи водителя), в пределах 350 тыс. евро для каждого потерпевшего или в пределах 500 тыс. евро для всех потерпевших в результате одного дорожно-транспортного происшествия; при этом совокупный лимит страховой выплаты при наступлении страхового случая составляет 600 тыс. евро;
  • наличие необходимых гарантийных фондов в каждой стране-участнице, обеспечивающих выплаты потерпевшим в том случае, если причинителем вреда является автовладелец, не заключивший договор страхования гражданской ответственности или скрывшийся с места дорожно-транспортного происшествия, или если виновник дорожно-транспортного происшествия остался не установленным.

За период действия системы "Зеленая карта" были усовершенствованы и принципы взаимодействия страховщиков и национальных бюро при урегулировании убытков на территории иностранных государств. В частности, в новую редакцию Лондонского соглашения 1991 г. (статьи 4, 5) были внесены положения, устанавливающие, что срок действия полиса страхования "зеленая карта" не может быть менее 15 дней, при этом поддельные и оформленные с нарушением "зеленые карты" имеют юридическую силу для предъявления претензии для оплаты национальным бюро и последующим взаиморасчетам между ними.

Были уточнены также и финансовые обязанности (статья 11) национальных бюро при расчете и оплате страховой выплаты потерпевшим. В частности, оплате подлежит собственно компенсация потерпевшему, а также дополнительные расходы и сборы, связанные с урегулированием убытка. Дополнительные расходы по урегулированию убытка, в том числе и расходы национального бюро, не могут превышать 15% от суммы страховой выплаты, при этом максимум установлен в размере 3272 евро. Выплата должна быть осуществлена в национальной валюте бюро, урегулирующего убыток, в срок, не превышающий 2 месяцев после страховой выплаты, при этом национальное бюро - плательщик лишено права оспаривать решение и суммы выплаты, принятые национальным бюро страны потерпевшего, урегулировавшим убыток.

Кроме того, в соответствии с новым порядком разрешения споров между национальными бюро (статья 12) установлено, что правом принятия решения обладает арбитр, полномочия и назначение которого устанавливает Совет бюро "Зеленая карта".

К середине 2000 г. система распространилась на все страны Западной Европы, Латвию, Литву, Эстонию, Молдавию, Украину, а также на Израиль, Ирак, Кипр, Марокко, Мальту, Тунис, Турцию. В других странах Азии при пересечении границы взимается страховой взнос. Граждане России через отечественные страховые компании могут покупать "зеленые карты" зарубежных компаний, например "MIC" (Болгария), "Sovag" и "Alle Leipziger" (Германия), "PLY" (Польша).

Надо помнить, что "Зеленая карта" не страхует гражданскую ответственность водителя на территории той страны, на которой она выдана. Например, на территории Польши польская "зеленая карта" страховых компаний "PZU" или "Europe" не действует. Поэтому российским гражданам, выезжающим в Польшу или через нее в другие страны, покупать польскую "зеленую карту" невыгодно. На границе придется приобретать еще полис обязательного страхования автогражданской ответственности, действующий только на территории этого государства.

Таким образом, при выезде за границу автовладельцу лучше всего покупать "зеленую карту" той страны, через которую он не будет проезжать. Если, например, конечным пунктом является Испания, то во избежание лишних трат предпочтительнее и экономичнее приобрести "зеленые карты" Болгарии, Финляндии, Швейцарии и т.д. В каждом конкретном случае следует учитывать стоимость "зеленой карты"; в разных странах она разная.

В большинстве стран Западной Европы обязательное страхование гражданской ответственности не имеет лимита, в ряде стран он действует.

Россия в систему "Зеленая карта" не входит, поэтому страховые компании нашей страны такие карты не могут эмитировать. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" разрешает российским компаниям продавать полисы зарубежных страховых компаний. В России с 27 сентября 1996 г. действует бюро "Зеленой карты". Его учредители - страховые общества "Росгосстрах", "Ингосстрах", "Союзник", "Русь", "Ингосстрах-Санкт-Петербург", "РЕСО-Гарантия" и "Русское перестраховочное общество". Позже в состав бюро вошли еще четыре страховщика: "Континент-Полис", "Военно-страховая компания", "Промышленно-страховая компания", "РОСНО". К 2004 г. членами бюро стали еще 11 отечественных страховых компаний, и с каждым годом их количество увеличивается.

Владельцы автомобилей могут купить полис "зеленая карта" или в страховой компании по месту жительства, или на границе. Более удобно покупать полисы в своем городе, так как сохраняется возможность выбора. На границе придется согласиться на предложенные условия.

Стоимость полиса "зеленая карта" в разных компаниях меняется в широких пределах, она также зависит от местоположения страны (Восточная Европа, Западная Европа, Азия), в которую собирается поехать страховщик, от продолжительности поездки (до двух недель, до месяца, до года), от момента покупки полиса. Наиболее дешевые страховые полисы продает страховая фирма "Bulstrad" (Болгария). При покупке у российских компаний полисов "зеленая карта" необходимо опросить несколько компаний и сравнить условия.

Специалисты страховых компаний рекомендуют покупать полисы заблаговременно. Полис, купленный на границе, может обойтись владельцу автомобиля в несколько раз дороже. Они настоятельно советуют перед покупкой полиса выяснить в консульстве соответствующей страны требования к автомобилям, зарегистрированным в других странах. Если при пересечении границы был оплачен дополнительный сбор, квитанцию необходимо сохранить и предъявить в ту страховую компанию, которая продала полис "зеленая карта".

Если, путешествуя по другой стране, владелец автомобиля, купивший полис "зеленая карта", попал в ДТП, то рекомендуется следующий порядок действий: получить протокол о ДТП у местного полицейского; позвонить в местное представительство бюро "Зеленая карта" и сообщить о происшествии (телефон указан в полисе).

Местная страховая компания, указанная в полисе, выплачивает компенсацию пострадавшему в ДТП, а затем направляет уведомление в страховую компанию другой страны, продавшей полис. Последняя должна компенсировать выплаты местной компании. В противном случае страна может быть исключена из международного соглашения. Страховые компании разных стран улаживают возникающие претензии путем взаимных расчетов.

Сертификат "зеленой карты" подтверждает, что действия российского гражданина застрахованы при поездках по дорогам всех стран - участниц Соглашения. Такие полисы могут предлагать страховые компании стран, подписавших Соглашение. Гражданину России страховой полис "зеленая карта" необходим только в том случае, если он отправляется в автомобильное путешествие по другим странам на собственном автомобиле. Если он планирует арендовать автомобиль за пределами России, то полис "зеленая карта" ему не нужен. Все автомобили, сдаваемые в аренду, застрахованы.

Стоимость полиса "зеленая карта" также зависит от числа стран, которые планирует посетить владелец автомобиля. Чем больше число стран, которые покрывает страховой полис, тем он дороже. Стоимость страхового полиса не зависит от марки автомобиля и его цены.

Полис "зеленая карта" не защищает владельца автомобиля при противоправных действиях. Если в результате разбора дорожного происшествия будет установлено, ч
то водитель намеренно создал аварийную ситуацию, решением суда его обяжут возместить ущерб.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "CO-INSURANCE.RU | Теория и практика страхования" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)